Metrika
2
487

Илья Олейников. Девяносто процентов узнают в нем себя

14 ноября 2012


 Единственной  настоящей его наградой была популярность. Он поздно начал, у него не получилось многое из того, о чем мечтал. Но его любили, и самое обидное, наверное, что Илья Олейников при жизни не дождался тех слов, которые о нем скажут после его смерти


Горестная судьба артиста

Олейников закончил цирковое училище – но работать в цирке никогда не хотел. Ему очень повезло, его педагог по училищу Александр Ширвинд сделал на телевидение новую программу «Телеинтервью»,  в которой Олейников принимал участие вместе с Андреем Мироновым, Татьяной Пельтцер и другими актерами модного тогда театра Сатиры. Сама передача особо не запомнилась, но это был отличный старт для молодого актера.

Сам он вспоминал об этом так:  «Это был 70-й год, и программ было не 98, а всего 2 – первая и четвертая. И любое появление на телевидении, если оно было достаточно ярким, сразу становилось колоссальным плацдармом для движения вперед. То есть, тебя в течение одного вечера узнавала вся страна. Это не то что сейчас… И вот я как-то сразу почувствовал себя популярным, как-то так хорошо мне стало. Потом неожиданно получил повестку в военкомат. И как бы сказка закончилась».

После армии Олейникова забыли. Путь назад, на телевидение, к известности и славе, был очень долгим.  Его сокурсник, Геннадий Хазанов, с которым он себя тогда сравнивал, сильно его обогнал: «Пока я служил в армии, Гена за эти два года стал Хазановым, он вдруг так резко ушел вперед, причем, надолго. У меня была одна задача – я хотел, так сказать, чтоб мы с ним опять встали на одну ступень. И это было для меня колоссальным стимулом. Потому что если б не было Хазанова, я не знаю, бился бы я так за себя в искусстве».

Биться пришлось долго. Программа «Городок», после которой о дуэте Олейников-Стоянов сразу заговорили все, случилась только в 1993 году, то есть более чем через двадцать лет. Олейникову уже было 45, возраст для артиста солидный. Тем не менее, юмористическая программа питерского телевидения была настолько удачной и смешной, что  ее очень скоро пригласили на центральный федеральный канал, а дальше – ну все знают, что было дальше.

Для самого Олейникова «Городок» был любимым, но бременем. Более 300 выпусков, постоянная востребованность, бесконечные приглашения «Городка» на корпоративы и концерты, много напряжения, много усилий, накапливающаяся усталость. Он не жаловался, но иногда прорывалось. На вопрос, не надоел ли «Городок» ответил как-то, что как к жене после 16 лет брака, невозможно испытывать такой же градус желания, так и тут: «когда столько лет смешишь людей, воплощая при этом множество разных персонажей, сильно устаешь от юмора».

Олейникову очень хотелось реализовать себя иначе – он сочинял музыку, писал мемуарную прозу, играл в антрепризных спектаклях, даже сочинил, поставил, спродюсировал и сам оплатил мюзикл «Пророк»,  который шел вроде бы с успехом, но расходов не выдержал, пришлось спектакль снять. Такого успеха, как у  «Городка», больше  так и не случилось. Однако это совсем не мало — создать нечто такое, что было любимо, узнаваемо, понятно и востребовано на протяжении почти двух десятков лет.

Блеск и огни городка

«Маленький городок» – таким было первоначальное название программы.  Уменьшительный суффикс обязателен – это не большое социальное пространство – страны, мира, а интимное, закрытое, соседское – в лучшем случае микрорайон, а то и местечко.

Персонажи скетчей – типичны, узнаваемы, характерны, мы их постоянно встречаем поблизости.  Нет никакой социальной критики, сатиры. Да что там, и литературной основы-то практически нет. Сценарии пишут разные люди, их имен мы не знаем: команда состоит человек из семи,  главное, чтобы из анекдота родилась маленькая история, психологический этюд, в котором важен не сюжет, а характер, подробности, интонации, то, что приносят туда исполнители.

Поэтому правильно считать, что программа «Городок» – авторская, то есть актерская.

Грустный клоун

Их дуэт со Стояновым сложился сразу и очень удачно. Один круглый, мягкий, другой – длинный, горизонтальный. Один бодрячок, другой – пессимист, один – активный, определяющий, задающий, другой — интуитивный, чувствующий, принимающий.  

Традиция литературного юмора в России довольно богатая: тут и Антон Чехонте, и Шелом-Алейхем, и Зощенко, и Ильф с Петровым, и Жванецкий.  И вот то, как эти традиции  претворились в простецкой телевизионной развлекательной программе, «в русской народной передаче»  – загадка актерского таланта.

Юмор у Олейникова и Стоянова был мягкий, грустноватый, за шутками всегда мерещилась какая-то извиняющаяся интонация, сюжеты все очень похожие – недотепы-алкаши, техники, работяги, немолодые тетки…

Стояновские герои – поинтеллигентней, олейниковские – попроще, но в общем – одинаковые: незадачливые, жуликоватые, не победители — но и неунывающие.  Невезучие, но обаятельные. Маленькие люди, акакии акакиевичи, все мы вышли из гоголевской шинели…В этой, пойманной неосознанно, типажности, наверное, и заключалась причина их успеха –  им удалось уловить секрет непотопляемости нации, ее пессимистического оптимизма.

Илья Олейников был грустный клоун. Один из последних неосуществленных его проектов — римейки гайдаевских комедий.

Он собирался сыграть товарища Саахова в новой «Кавказкой пленнице», но не смог из-за болезни. А до этого вел переговоры о «Бриллиантовой руке», и тоже – не успел. Но на самом деле, он их всех сыграл – в сотнях своих миниатюрных ролей.

«Ах, как хочется вернуться, Ах, как хочется ворваться в городок. На нашу улицу в три дома, Где все просто и знакомо, на денек. Где без спроса входят в гости, Где нет зависти и злости — милый дом. Где рождение справляют, И навеки провожают — всем двором». В этой исполненной Анжеликой Варум песне, завершающей каждую программу, заключен манифест не одного поколения.

Такая вот у нас мечта — о стране городков… Олейников воплотил ее для нас. И мы себя узнавали в его героях.
 

Илья Олейников. Девяносто процентов узнают в нем себя
© http://www.rosbalt.ru/piter/20…
2

Отзывы


Лейсан Хазеева 22:20 14 ноября 2012 года
Жалко его. Хороший он был и добрый. Главное, чтоб успех всё таки пришёл. И не важно когда..Правда наверное со временем он воспринимается как привычное дело..я про успех.

Эрнст 11:55 14 ноября 2012 года
Может быть, молодежь не знает, как порой трудно пробиваться в жизни. Но бывает, что успех приходит только к концу жизни, когда ты уже не полон сил, не симпатичен.

Оставить отзыв

Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.

Войти через: