Создатель рекламного агентства «Горячий ключ» о вдохновении, испорченном рынке и том, как нужно воспитывать заказчиков, рассказал в своем интервью.
– Когда я учился в 26 школе, мы изучали программирование. Тогда мы еще не очень понимали, зачем нам это надо. Но в один момент нам довелось побывать на практике на «КАМАЗе», где мы увидели эти огромные компьютеры, написали свои первые программы. Тогда меня это зацепило. После института, успев побыть преподавателем в родном КамПИ и в Институте повышения квалификации, я понял, что не могу работать по указке. Так я начал продавать программные продукты, написанные мной.
– А как же появился «Горячий ключ»?
– При том, что обучался я на технической специальности, увлекался историей искусств, рисовал пером, ходил в лес на этюды. Моим первым заказчиком стал институтский товарищ, заказавший разработку фирменного стиля. Он сказал: «Мне нужно, чтобы фирменный знак был как у советских заводов». Мы разработали ему большой пакет, сделали логотип в форме шестеренки, месяца два над заказом сидели.
– А почему было выбрано именно такое название?
– Да знаете, просто лежал я как-то на диване и думал, как бы назвать компанию, от которой буду продавать программы. Клавиши – key по-английски, hot key – горячие клавиши, а почему бы не перевести это как горячий ключ? Так и получилось. Удобно было заказчикам звонить и представляться. Они отвечали: «Горячий ключ? Слышал…» Это уже потом я узнал, что город такой есть (смеется). С географией у меня не очень.
– А откуда пришло решение из одиночного плавания уходить в команду и создавать рекламное агентство с кем-то в паре?
– Я устал продавать что-то один. Писал, продавал, потом исправлял, и за мной не было никого. Мне хотелось работать в команде. Открылся «Горячий ключ», после первого клиента пришел второй. Он торговал модной одеждой и КАМАЗами, мы разрабатывали фирменный стиль и для того, и для другого. Команда доросла до пяти человек, когда я встретился с приятелем и просто спросил у него, чем он занимается. Ответ был: «Интернетом!». Я о нем тогда только думал, и именно он дал мне в первый раз увидеть, что же такое Всемирная паутина. Я вышел в Интернет на два часа, проходил там три и получил от него нагоняй (улыбается). Если бы не он, Сергей Донцов, мы до сих пор были бы просто дизайнерами. Потому что сайты – это соединение визуала и технологий. И 15 лет назад, и сейчас.
– Какую работу вы считаете своей визитной карточкой?
– В рекламных кампаниях это, пожалуй, «Бомбей». Пять лет ежедневной работы, более 800 нарисованных макетов. Так много в городе никто не рисует. Мы работаем много, такова наша политика. Хоть нас шпана от Интернета и называет монстрами, мы сохранили желание сделать нечто большее. В 1996 году мы создали chelny.ru. Это был первый городской портал. Создали мы его потому, что поняли – если будем делать сайты, о них просто никто не узнает. На тот момент у «Комтата» было всего 4 входящих линии, то есть сидеть в сети одновременно могли всего 4 человека. Так на этом портале мы и стали размещать наши первые сайты. К нам пришли «РИАТ», «Расстал», «Челны-Хлеб», «Форт Диалог». Уже потом появились условные конкуренты, перерабатывающие наши сайты. Уже на этом можно было зарабатывать. Мало кто хотел делать сайты. Увы, за столько лет практически ничего не изменилось. Когда-то мы выпускали статью «Мертвый сайт хорош только для конкурентов», и знаете, она и сейчас актуальна. Все очень медленно развивается. Если сотовые телефоны сменили пейджеры практически мгновенно, то здесь все не так. В 2000 году в наших мозгах произошел переворот. Мы съездили в Казань на конференцию и по пути домой записали 80 вопросов. Именно тогда мы точно поняли, как нужно делать сайты.
– И как же?
– Нужно делать не сайт, а решить для начала, каково должно быть взаимодействие клиентов и компании. А уж потом решать, что именно должно быть на сайте. К нам часто приходят клиенты и говорят: «Хочу, чтобы на сайте был фотокаталог на 5 тысяч фотографий, интернет-магазин и пр.». При этом он не думает о том, зачем ему это нужно, кто будет заниматься обновлением каталога, выкладывать фото каждый день, писать тексты. Сайт – не самоцель. В Челнах клиенты увязли в заблуждениях. Как вы думаете – почему?
– Почему же?
– У нас много успешных компаний. В девяностые годы все кинулись создавать свой бизнес, открылось много успешных ныне предприятий, и люди закостенели. Они теперь считают, что все понимают. Мы работаем в сфере услуг, но не по принципу «Мы платим – вы делаете!». Либо партнерские отношения, либо никак. Если кто-то хочет сделать что-то во вред своей компании, мы спорим. С одной очень известной местной компанией спорили. Они логотипом хотели сделать уродца. Им его художник на автобусе нарисовал, и они решили, что это будет их логотипом. Мы настояли и не дали этому пойти в Интернет. Компания думала 9 месяцев и согласилась с нами. Если раньше было какое-то доверие к профессионализму, то сегодня оно подорвано. Рынок стал шире, но хуже. Новые технологии, увы, мозгов не добавляют.
– То есть, сколько бы вам ни предложили – если вас не устраивает концепция, воплощать ее вы не станете?
– Есть творческая энергия, если она потрачена на ерунду – очень тяжело восполняется. Если на позитивные моменты – восполняется очень быстро. Большая беда челнинских клиентов – они не верят профессионалам. У нас не нарастает академическая школа. Раньше ситуация была лучше, мы сидели с директорами, обсуждали макеты.
– А есть какие-то проекты, которыми вы гордитесь?
– Chelny.info, конечно. Скоро выпустим свежую версию. Есть клубный портал Jomga.ru. Из рекламы это «Бомбей». И елку в «Сайгоне» вверх тормашками мы предложили повесить.
– Есть ли у вас любимые и нелюбимые типажи заказчиков?
-У нас есть такие, с кем фирменный стиль выскакивает быстро, а с кем-то мы мучаемся 3 недели или месяц. Но уродцев мы не выпускаем, даже если заказчик хочет. Мы стараемся работать с теми, чей продукт нам симпатичен, чтобы сохранить творческий ресурс.
– Верите ли вы во вдохновение?
– Еще бы я не верил. Любой художник и поэт скажет, что вдохновение есть. Да, можно заставить себя писать по страничке каждый день, но это не отрицает вдохновения. Бывает, что-то моментом выскакивает, а что-то в муках рождается. Есть вдохновение, есть размышления, есть ассоциативное восхождение в гору, шаг за шагом, но на вершину. За логотипом всегда лежит история.
– Не устали от рекламы?
– От дурацкого доказательства, что не корыстный и что не верблюд, устал. Приходили бы по-человечески, доверяя. У нас ведь есть чем доказывать нашу квалификацию. Так приходят с мифологией. Просят сделать так-то – мы говорим, что это было модно десять лет назад, а это – пять.
– А как насчет конкуренции на этом рынке?
– То же самое – испорченный рынок. Мелкая шпана, которая сайты рисует за 3 тысячи. Студии, называющие себя молодыми. Мы решили называть их одноразовыми. Делают все, что попросит заказчик, и отдают ему сайт на дискетке. Но есть и квалифицированные игроки, как «Новый дизайн», «Неткам», «Лели». К сожалению, конкуренция в Челнах не на уровне идей, а на уровне кто заказчику больше наобещает. Самое неправильное – недоверие к профессионалам. Заказчик идет в молодую студию, считая, что будет лучше ее контролировать. Надо учиться быть хорошим заказчиком. Сайт – это не текст с картинками, это инструмент! Это этап построения информационного пространства.
15.08.2013 - Михаил Мантуров: «Уродцев мы не выпускаем, даже если заказчик хочет»
05.08.2013 - Кто самый гадкий?Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.
Войти через: