Metrika
0
183

Безделушки

27 марта 2008


Знаете, как дети обожают собирать в карманы разные безделушки? Камушки, винтики, цветные стеклышки. Психологи говорят, что таким образом маленький человек укрепляет свое Я. Ведь он маленький, а мир большой. Ребенку хочется иметь нечто, принадлежащее только ему, нечто большее, чем даже собственные игрушки.

Чуть позже эта страсть переходит к почти осознанному коллекционированию мягких игрушек и календариков у девочек, к машинкам и монетам у мальчиков. Позже это может вырасти во что угодно – все мы знаем, как бывает. Безобидные спичечные коробки, пивные кружки, винные этикетки и перочинные ножики до экзотического: расчесок или кирпичей. Отдельной линией могут стать дипломы и награды. Кто же возражает?

Первой коллекцией стала коллекция значков “Горький” с гербовым символом города - оленем, с поднятой в стойке ножкой. Я собирал ее 2 года до отъезда в Челны, все, что мне удавалось отыскать в киосках и магазинах от маленьких и симпатичных до круглых жестяных блях размером со звезду шерифа.

Монетный период у меня тоже был, но и он завершился довольно быстро. Видимо, по причине того, что обменный фонд быстро исчерпался. Тогда основой каждой коллекции были дензнаки той страны, в которую выезжали родители. К тому же, подозреваю, что мои малознакомые приятели утащили у меня несколько 5-йеновых монет, ведь дырявые кругляшки тогда были еще в диковинку. Это сейчас их полно в каждом магазинчике восточных сувениров. Собирать же юбилейные рубли было трудно, потому что денег через мои карманы проходило совсем немного.

В шестом классе меня охватило безумие, когда решил собирать… шарики из пишущих узлов авторучек. Собственно, это была не коллекция, а приступ накопительства. Я устроил тотальную слежку за состоянием почти всех стержней в классе и предупредил родственников, что как только закончится паста – так сразу ясно куда бежать. Друзья терпеливо сносили мои чудачества и проверки, строя фантастические предположения, по поводу дальнейшего применения металлических крошек: от благородного возвращения запаса фабрике ручек до изготовления миниатюрных подшипников. Мои пальцы постоянно были испачканы. Каждый вечер, как скупой рыцарь, пересчитывал свои сокровища, вывалив их на желобок сложенного пополам тетрадного листа, перебирая иголкой и каждый раз, не досчитываясь пары штук, мрачнел, начиная счет сначала. Моя страсть иссякла на цифре «Сто семьдесят восемь». А что? Полагаете, это был подростковый кризис? Тоже так считал, пока не узнал, что мой знакомый коллекционирует шарики из водочных бутылок. Те, которые при разливе делают «буль-буль».

Тяга к маркам практически была наследственной. Мама собирала советские марки на тему классической живописи и всегда подчеркивала, что другие темы ее совершенно не интересуют. И хотя я был не в восторге от мрачноватых тонов, когда пришло мое время интересоваться искусством, обнаружил, что многие авторы мне хорошо знакомы: Рубенс, Рембрант, Брюллов, Суриков и Врубель. Третьяковка, одним словом. Чуть позже в коллекцию на отдельную страничку кляссера попали несколько иностранных марок, которые привез отец. Это были яркие как райские птицы, неведомые образы. Женщины в ярких шляпках и с пронзительными глазами на светящихся лицах. Фиолетовые деревья. Тогда я совершенно не представлял кто такие импрессионисты. Это были Ренуар и Сислей.

Собирать живопись отчего-то не хотелось. Кто-то из друзей пригласил меня в субботу в ДК Энергетик на собрание филателистов. Поездка на ГЭС в нежном возрасте (я был домашним растением) воспринималась как маленькое путешествие. А собрание филателистов выглядело так. В небольшом кабинете стоял стол, за которым в окружении мальчишек, сидел немолодой усатый мужчина, которого звали Вася, и листал альбом с марками. Начинающие коллекционеры с жадностью всматривались в будущие жемчужины будущих коллекций и тихим голосом интересовались ценой. Конечно, я остановил свой выбор на теме Космос. Это были кубинские красочные марки, и Мальдивы, и Доминикана, и Бурунди (видимо они тоже мечтали о звездах) и немного образчиков советской полиграфии в сдержанной гамме со спутниками и космонавтами. Мне повезло, и удалось приобрести 6 марок с картинами художника-фантаста Соколова.

Вот однажды, при очередном пролистывании Васей альбома с новыми марками я увидел совершенно поразивший меня набор с какими-то необыкновенными марками. Набор за 7.50! Огромные деньги. Начал копить. Знаете, как мальчики копили деньги в 70-х годах? Они сдавали бутылки и экономили рубль двадцать на школьных обедах, могли оставить себе сдачу после похода в магазин. Через месяц, когда мне удалось заполучить набор в прозрачном пакетике и, примчавшись домой, разложить его на диване, мое сердце остановилось, когда обнаружил на марках не космические пейзажи, а какие-то аляповато раскрашенные павильоны. Представить трудно степень моего отчаяния! Я страдал два года, пока в одной книжке не прочел в книжке по астрономии про Башню Солнца на выставке Экспо-70 в Токио. Теперь, это лучшая жемчужина моей коллекции.

Нас так долго убеждали в том, что коллекционирование не пустая забава, что я и сам поверил в это. Вот “Пионерская правда” напечатала заметку про одного мальчика, который собрал тематическую коллекцию марок сначала от «Паровоза до Ракеты», а потом, «от Собачей упряжки до Ракеты». Хорошо было мальчику – у него был выбор – настоящие магазины. А у нас марки продавались в Энергетике и чуть позже в 2/07, в магазине Филателия, иногда в киосках Союзпечати. Нам говорили, что коллекционеру приходится разбираться во многом, много читать, искать информацию, размышлять. Разве в этом дело?

Печальную историю я прочел уже взрослым. В концлагерь нацисты отправили одного европейского психолога. Он отметил, как специально организованный порядок жизни в неволе, растаптывая его внутренний мир, лишает человека индивидуальности, стирая все личное. Там встретились два коллекционера марок, которые с живостью обсуждали свои коллекции, и это поддерживало их, но когда тема исчерпалась, они потихоньку сдали и погибли. Сам ученый выжил только потому, что мысленно писал книгу, фиксируя в памяти собственные мысли главу за главой.

У каждого человека внутри обязательно должно быть что-то свое. Наш внутренний мир – это главное. Начать можно и с коллекционирования, но потом надо искать что-то особенное, свое. То, что никто не сможет отнять. Наш мир – это наша основа.

Интересный сайт по коллекциям я нашел на Sobiraloff.ru target=blank
Даже знакомые марки увидел. Словно встретил старых друзей.
Безделушки
Теги: МКМ

Оставить отзыв

Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.

Войти через: