9 лет назад еще никто не думал о том, что такое социальные сети. Как массового явления 9 лет назад еще и Интернета не было. Чаты уже были, но заходить туда не хотелось. Как правило, создавали их программисты (а кто же еще?), фон у них был черный, цвет текста каждый выбирал свой из 16 предлагаемых вариантов, и лента сообщений с междометиями и матом стремительно летела по экрану вверх. Взять хотя бы знаменитую «Кроватку». Да что там чатов, не было даже городских порталов. Все только начиналось.
В 1999 году мы решили написать свой Чат. Чтобы был. Для джентельменского набора городского портала www.chelny.ru, который мы на тот момент разработали и поддерживали.
А дизайн тогдашнего ЧелныРу складывался из двух цветов — сиреневого и желтого, в отличие от большинства сероватых произведений все тех же программистов. Мы все были когда-то программистами (честно!), и первая версия портала у нас тоже была серая. Но желание прозвучать в сетевом пространстве толкнуло нас на свежее цветовое решение. Мнения посетителей разделились: половина ругала нас за «дурдомный» желтый, а другая половина хвалила за смелость. Примерно через год жизни сайта эта версия нравилась уже всем. Первая версия Чата открывалась в том же дизайне, что и основной сайт и, собственно, тоже была желтой.
Запуск состоялся 30 октября 1999 года. В Чат первым зашел Anton, который и написал код, потом DSV, а потом я. Первопроходцы не сильно мучились по поводу своих ников, а мне пришлось. Если бы я пошел по простому трехбуквенному пути, то вышло бы МММ, а эту аббревиатуру у нас в стране уже не жаловали. Спасибо, сами знаете кому. Подрывать доверие к своей персоне не хотелось, и так я стал MKM. Тем более, что буквочки на клавиатуре стояли рядом. На третий день ежевечернего «зависания» в Чат зашел посетитель с каким-то непонятным ником и как-то неадекватно поприветствовал меня. «Наверное, парень выпил вечером трудного дня,» - подумалось мне. Слово за слово.
Ты где проживаешь? - В Набережных Челнах.
Это где? - Там, где Камазы делают!
Это где?(Вот тупой) - В Татарстане!
Ты — татарец? (Кто???) - А ты откуда?
Из Германии (Откуда???)
Эй, ребята! У нас в Чате какой-то фрукт говорит, что он из Германии. Пьяный какой-то.
Ребята быстро пробили нашего первого собеседника. Оказалось, и правда, что из Германии. Фантастика, подумалось нам. Три дня работы — и международный контакт.
А что ты делаешь в нашем Чате, и откуда ты знаешь русский язык?
Русский язык — один из шести великих языков! (Ответ меня удивил несказанно) Я собирался работать в России bodyguard.
Телохранителем?
Да, но это очень опасно. У вас опасная страна.
Всю следующую неделю мы по вечерам сидели в Сети и ждали посетителей, а потом нам это порядком надоело, и жизнь пошла своим чередом.
И вот однажды, зайдя в Чат, я обнаружил, что там кто-то есть, но не успел я позвать коллег, как он вышел. Я тоже вышел. Потом мы заходили и выходили примерно недели две. И вот настало утро, когда мы встретились и разговорились: MKM, Natali и Alek. Как выяснилось, несмотря на то, что в Чате все оказались случайно, так или иначе мы были словно в общей теме. Alek был сыном руководительницы одной московско-челнинской конторы. Он учился в Америке. В этой же конторе работали мой одноклассник и Natali, к тому же она закончила ту же 26-ю школу, что и я, и у нас сразу нашлись не только общие учителя, но и общие приятные и не очень знакомые. Эти знакомые через несколько лет выпили у меня если не ведро, то несколько стаканов крови, но время рассказывать эту историю еще не пришло.
Наступало утро, я приезжал на работу несколько раньше, чем обычно появлялись сотрудники — к 8.00 (все опаздывали минут на 15), поскольку отвозил сына в школу, и шел в пустой Чат, где незамедлительно появлялись мои собеседники, и начинался первый ненавязчивый треп, который заменял нам чашку кофе и свежую газету. Да и где взять в Челнах свежую газету утром?
Alek говорил: - Я иду вечером после тусовки и думаю, куда заглянуть? В женскую общагу или в компьютерный класс? Класс обычно пустой, сидит пара негров и смотрит порнуху. А я в Чат.
Через месяц в Чат стали заглядывать девчонки NS и Jill из местного банка, которые привели scooter”a (а, может, это scooter привел их — не помню) и Laada, ник, которой всем очень нравился. - Слушай, а как ты придумала такой классный ник? - Да, я хотела написать Lada, но ошиблась и решила — пусть так и останется. Вот так начиналось наше виртуальное общение, которое стало реальным только на следующий год летом, когда мы встретились за столиками у Батыра. Даже Alek к нам специально приехал из Америки-Москвы. Мы подарили ему фотоальбом с иномаркой на обложке. Он ткнул пальцем в значок с цифрой 66 и сказал: «Это же трасса 66! я живу рядом». Какие же еще доказательства неслучайности происходящего вам нужны?
Новые знакомые оказывались старыми знакомыми старых знакомых. Было много разговоров, много встреч, но ничего случайного, как я понимаю. Случайно затронутые темы оказывались удивительно острыми. Не знаю... Когда смотрю на все это сумасшествие и кучу потраченного времени, мне немного грустно, но в молодости редко кто избегает периода бесцельного шатания, которое потом и становится основой для воспоминаний о ней, молодости. Каждая субкультура после смерти идеализируется. Вот от кого уж я не ожидал услышать эту правильную мысль, так не от старшего, но еще не взрослого сына. Согласен, пройдет лет 5, ну, может, 10, и, как это произошло с нами, проекты отойдут на второй план, а придет что-то новое. Вот, скажем, мультиэкраны на всю стену и лица, лица, лица. И снова живое непосредственное общение.
Но тем, кто сегодня запутался в социальных сетях, скажу. Наша Лодка, скользящая по Сети и по нашей жизни, напомнила мне челнок ткацкого станка, так чувственно изображенного в фильме с красоткой Анжелиной (только у нас все не так трагично). Каждая нить может оборваться или опереться на другую, войти в общий узор или выбиться из него, встретиться с 1000 других нитей, которые прочно связаны с 1000 других. Я рассматриваю рисунок прошедших лет и понимаю, что моим нынешним окружением и моей судьбой, моей радостью и печалью обязан Чату YeS! Как ни пафосно бы это все звучало, это правда. Ткань судьбы.
P.S. Компания горячий Ключ искренне благодарит тех, кто помог нам сделать этот проект:
Художницу Путилову Елену за разработанный симпатичный образ
Программистов Антона Жевтуна (Anton), Виталия Акулова (av),
Владимира Воронина (vl), Сергея Михеева за созданный код и исправленные ошибки
И всех, кто провел время вместе с нами в Желтой Подводной Лодке