Дорога, дорога... Летать не очень люблю, хотя совершенно не боюсь. Утомляет процесс до и после, ну вы знаете. Практически гарантированное воздушное одиночество. Это только в западных фильмах знакомятся в авиалайнерах, а у нас Аэрофлот пить запретил. И по мобильнику не почирикаешь. Хорошо, что поезда стали ездить немного быстрее, может, стыки между рельсами стали меньше, а может, в расписании что подправили. Но разговаривать стали все же меньше. Ноутбуки, которые позволяют отгородиться и сохранить индивидуальное пространство, но мне больше нравится работать с простым блокнотом. А раньше перегородки незаметно таяли, то ли под размеренный стук колес (я говорил про стыки?), то ли от выпитого, то ли от съеденного, то ли по причине несолидного возраста.
По причине природной застенчивости, я редко вступал в беседу с незнакомцами. Ритуал для убивания времени у меня простой. Сначала я жду, когда тронется поезд, и проводник проверит наши билеты и раздаст постельное белье. Потом я до дыр зачитываю пару купленных на вокзале газет. Потом стою в проходе у окна до тех пор, пока тело не запросит естественного отдыха и уж потом возвращаюсь в купе, чтобы завалиться на верхнюю полку. Обычно мне удается так избавить себя от знакомств и расспросов. Когда времени слишком много открываю рабочий блокнот.
На утро всегда есть очередь в туалет, отложенная книжка в дорогу, которая так и остается нераскрытой, бессмысленное разглядывание мобильника, святая советская традиция сдачи скомканного белья проводнику.
Красная стрела, интеллигентный поезд Москва — Петербург с интеллигентными попутчиками. Один раз только мне не повезло. На нижней полке, простуженный (-15 в Питере пробирает до костей) и сопливый, едва убаюкав себя и свой недышащий нос, услышал как над моей головой два совершенно неприятного вида мужика застучали стаканами разливая водку. Это можно было пережить, если бы они не закусывали разноцветным драже, извлекая его из хрустящей обертки. Опасаясь, что получу по голове пустой бутылкой, я приглядывал за ними вполглаза. Мне казалось, что моя тогдашняя борода добавляет мне солидности, но тот, который сидел на моей территории приговаривал: "Дед Мороз, Дед Мороз, борода из ваты". Угомонились они под утро, видимо, когда конфеты закончились.
Возвращаясь из очередной питерской командировки, я опоздал на московский поезд единственный раз в жизни. Купил билет на следующий, благо он шел примерно через час, и загрузился на верхнюю полку...
Никогда не разговаривайте с незнакомцами.
"Мужики. Одни мужики в купе? Какое счастье! Значит можно раздеться до трусов," - сказал самый веселый. Отворачиваюсь к стенке. Мне эта веселая компания совершенно не интересна.
"Мы будем пить шампанское!" Мне не доводилось видеть попутчиков, которые собирались пить шампанское в купе, а потом и правда пили (да что я видел-то?). Гонят мужики.
"Девушка, принесите нам 2 бутылки шампанского!"
И ведь принесли. И выпили.
"А знаешь какой у нас повод, Миша?" - обратился ко мне старший.
Я не люблю, когда меня вот так сразу называют по имени без брудершафта, да и пью с незнакомцами неохотно, но мы ведь уж выпили шампанского.
"Какой!?"
"А мы в Питере защитили проект нашей подводной лодки для туристических прогулок".
За окном был 1991 год. Вот я попал, думаю, в одну компанию с психами. Если у них с двух стаканов шампанского так крыша едет, что же дальше-то будет. Вспомнилась водка с драже.
Слово за слово. У нас, говорят, свое конструкторское бюро есть в Москве, мы прогулочную туристическую лодку спроектировали. И свое производство в Подольске и мощный 5-тикоординатный станок с ЧПУ, только вот запустить его никак не можем. Я услышал знакомую тему и оживился. Тогда я работал в одной конторе на птичьих правах, а зацепиться за постоянное место мне очень хотелось. "У нас такие мощные есть ребята," - сказал я - "Они разложат ваш станок в два счета." " Хорошо. Заедешь завтра к нам в бюро с паспортом. У нас там пропускной режим, пропуск мы тебе закажем".
Ненавижу когда вечерние планы наталкиваются на утреннее молчание. Мы холодно поздоровались и потом еще раз столкнулись со страшим из них в туалете на Казанском. Преодолев неловкость я позволил себе уточнить. Метро Шоссе Энтузиастов или Авиастроителей?
В середине дня я подхожу к массивному 4-хэтажному серому зданию с двумя подъездами. Возле входа вижу табличку с золотыми буквами по красному фону: ОТДЕЛ КАДРОВ. И все. И больше ничего. Пропуска, конечно, никто не подготовил, но я был настойчив.
"Вот наша подводная лодка," - сказал старший. Я посмотрел на кульман. Для тех, кто не знает, отмечу, что кульман это такая деревянная чертежная доска с двумя линейками, к которой крепится чертеж. Я сощурился и еще внимательнее посмотрел на кульман с листом ватмана: там был изображен какой-то швеллер с дырками (такая рельса с дырками). У меня машиностроительное образование, в чертежах ориентируюсь, но где нос, палубы, рубка и хвост, то есть корма? Мне вспомнился фильм со Стивеном Сигалом про захват корабля. Там террористы приваривали такие рельсы, чтобы сделать направляющие для пуска ракет. Мне показалось, что я попал в дурной сон. Я в Москве? Конструкторское бюро? Подводная лодка? Мы точно пили вчера шампанское?
Я даже не посмотрел на чертеж гребного винта, который привез в свою контору для создания пробной трехмерной модели. Меня поблагодарили, но чертеж успешно засунули в дальний угол и место в качестве благодарности так и не получил. А когда нашли, я уже был с свободном предпринимательском плавании. "Слушай, там и правда был гребной винт!" Меня это мало волновало. История отбила у меня веру в полезные купейные знакомства, а сомнительные проекты с тех пор называю подводными швеллерами.
"Пиво люблю больше, чем жену! Миша, а ты сколько водки в среднем на грудь принять можешь?"
"Ну... литр... примерно"
" О... уважаю... А с бабами как?"
"Все, мужики, все. Завтра у меня трудный день."