Metrika
0
498

Не вам позвонит Цукерберг

19 октября 2013


Иван Дембицкий (СЕО Realaxy.com) написал пост, основанный на личном опыте общения с инвестфондами, в котором объяснил, почему большинству (видимо, отечественных, фондов) не видать Цукерберга в своем офисе.

Уволившись из Студии Лебедева, я заполнял графу “Профессиональные цели” в Моём Круге и задумался: — А какой должна быть профессиональная цель? В итоге написал: $1 000 000 000. И это не было цитатой из фильма “Социальная сеть”, в то время он ещё даже не начал сниматься.

Эта цель привела к тому, что осенью 2011 года мы начали проект — онлайн планировщик помещений. Проект получился технически сложнее в реализации, чем ожидалось, но заодно открылась масса новых возможностей. Со временем встал вопрос о том, что было бы неплохо привлечь дополнительные инвестиции.

Задача в таком случае выглядит достаточно просто: с одной стороны, есть масса инвестфондов, которые ищут потенциально взрывные проекты. С другой стороны, у меня есть звёздная команда и почти готовый проект, который в сотни раз увеличит вложенные деньги. Я это знаю, а инвесторы этого не знают. Значит, достаточно им рассказать, и всё получится. Выглядит просто.

Мне понадобилось потратить некоторое время, чтобы познакомиться с тем, как работают инвестиционные компании в реальном мире. Про подавляющее большинство из них можно сказать, что потенциальный миллиардер у них даже на пороге не появится.

Некоторые инвесторы сейчас жалеют о том, что отказали Цукербергу в инвестициях, когда он к ним обратился. Но он по-крайней мере к ним пришел! Да, инвестор в этом случае ошибся, когда отказал. Бывает. Но у него был шанс. В большинстве инвестиционных компаний юному Цукербергу до руководителя просто не добраться.

Тишина

Первое, с чем приходится столкнуться предпринимателю — отсутствие внятных каналов связи и полное отсутствие реакции на письма. В инвестиционной компании никто эти письма не читает. Значит, главная цель инвестора — поиск интересных проектов, просто не работает уже на старте.

Это наиболее характерно для компаний с максимально широкими интересами и громкой рекламной кампанией:

Мы вкладываем во все существующие в мире отрасли от $10.000 до $100.000.000!!!

Их почтовые ящики лопаются от предложений инвестиций в сельский магазин или областную социальную сеть. Итог закономерен — спустя неделю работы фонда никто письма не читает просто потому, что с этим шквалом справиться физически невозможно.

Запоздалый ответ ничем не лучше отсутствия ответа. Компания, которая долго реагирует на письма обречена плестись в хвосте событий. А они могут развиваться весьма бурно.

Ещё один вариант — шаблонный ответ без намёка на предмет общения. Тоже признак того, что с предметом письма никто не удосужился познакомиться.

Бизнес-планы никто не читает. Чтобы проверить эту гипотезу, я несколько раз на свой страх и риск в тексте бизнес-плана писал фразу: “Если вы это читаете, позвоните мне, чтобы получить приз 1000 евро за добросовестное выполнение служебных обязанностей”. Думаете, я потерял хоть цент? При этом наверняка работники отчитались, что успешно закрыли таск по письму #2934.

Это ещё один веский довод, что не стоит стартаперам бояться, что их гениальную идею украдут. Не волнуйтесь, она будет похоронена в папке “Входящие”, ящика, который никто не открывает.

Роботы

Задавали ли вы себе вопрос, сколько форм на сайтах инвесторов в своё время заполнил Цукерберг? Но самое важное в этом то, сколько форм ему заполнить не удалось. При плохой реализации, инструмент, призванный облегчить взаимодействие предпринимателя и инвестора может стать непреодолимой преградой. В особенности, если другие каналы связи закрыты.

Прорывной проект всегда нестандартен. Убедитесь, что формы на сайте позволяют донести до вас информацию, а не препятствуют этому. Для начала сами попробуйте заполнить такую форму и успешно отправить. Даже, если удалось, дайте альтернативные каналы связи.

Непобедители

Несмотря на всё, мне несколько раз удавалось добиться хоть сколь-нибудь предметного обсуждения. Знакомство специалиста с предметом разговора никогда не выходило за рамки первых двух абзацев проекта и просмотра видеоролика. Но и здесь меня тоже ожидали шаблоны, шаблоны, шаблоны.

Обычно пытаются выяснить какой успешный западный проект мы пытаемся клонировать.

Ответ, что ещё никому в мире не удалось такое сделать, что мы впереди планеты всей, приводит к отказу: Мы не инвестируем в непроверенные бизнес-модели.

IT-бизнес устроен так, что лидер забирает 60-90% мирового рынка, идущие следом лишь борются за крохи с барского стола. И мне точно не по пути с теми, кто заведомо отводит себе второстепенную роль. Такой инвестор не только не поможет быть первым, но и сделает всё, чтобы утащить проект на вторые роли. Психология такая. Непобедителя.

Непобедителями бывают как отдельные работники, так и целые компании. Их устраивает жизнь на задворках — спокойная, в меру сытая. Их право.

Пропасть

Основное отличие инвестора от людей, которые на него работают, в том, что у инвестора есть одна цель — заработать большие деньги. Он это умеет, знает как это делается, знает как это даётся.

Цель работников инвестиционной компании — заработать деньги. Они хотят зарплату, годовые бонусы, но о больших деньгах не думают вовсе.  Между деньгами и большими деньгами лежит пропасть. Между предпринимателями и наёмными работниками лежит та же самая пропасть. Нужно понимать, что она есть.

Эта пропасть способствует появлению профессиональной деформации.

Работник инвестфонда начинает говорить “Мы крутые инвесторы, а вы начинающие стартаперы”, что в переводе с политкорректного означает: “Я крутой, работаю с крутыми людьми и большими деньгами в красивом офисе, а все стартаперы жалкие попрошайки и неудачники, у которых ничего нет, кроме их безумных идей”. Как только это услышали, знайте, если Цукерберг встретится с таким, то убежит от вашей компании без оглядки.

Ну и что?

Если вы инвестор, то вероятной реакцией будет: “Такие сложности не остановят настоящего предпринимателя, если он действительно хочет, то прорвётся к инвестору через любые преграды”.

Конечно прорвётся. Кто же спорит. Прорвётся, но не к вам.

Что делать?

Если вы инвестор, действительно желающий вложиться в прорывной проект, попросите отвечать предпринимателей на простой вопрос: — Сколько ваша компания будет стоить через пять-семь лет при достаточных инвестициях?

Просматривайте самостоятельно топ 10 поступивших за неделю заявок, это несложно. Да, там будет много неадеквата, и в лучшем случае один проект из сотен, который действительно может достичь больших высот.

Не допускайте того, чтобы ваши сотрудники отказывали в инвестициях Цукербергу. Отказывайте сами.

Не вам позвонит Цукерберг
© http://www.siliconrus.com/2013/04/ne-vam-pozvonit-tsukerberg/

Оставить отзыв

Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.

Войти через: