0
714

Петров-Водкин. Три цвета времени

06 января 2007


Художественный язык Петрова-Водкина потрясающе символичен. Мы могли бы смело назвать его произведения иконами нового времени.

Начало 20 века было переломным в восприятии человеком реальности. Может быть, 2000 лет спустя, наши потомки смогут оглянуться и увидеть его без чувств, искаженных болью причиненной революцией и двумя мировыми войнами чувств и оценить его истинное значение.

 
390-1.jpg
66.gif
67.gif
 

Человеческая мысль трудами ученых, философов, поэтов и художников возвысилась до понимания планетарных и космических высот. Мы можем вспомнить и Вернадского, который в это время начал разработку учения о биосфере и Циолковского, которого можно считать не просто отцом межпланетных сообщений, но и философом-космистом с его «Причиной Космоса» и «Монизмом Вселенной».

Художник был одним из творцов новой “вселенской” эстетики, соединяя дух французской символической школы (мы видим очевидное влияние Матисса, например, в “Играющих мальчиках”), образов мастеров Возрождения, живописцев Венецианова и Иванова и русской иконописи. Кузьма Сергеевич сам увлекался философией, писал, много путешествовал по Европе и Африке.

 
390-2.jpg
66.gif
67.gif
 

Его полотна просты, но только на первый взгляд. Используя в основе три основных цвета: красный, синий и желтый Петров-Водкин считал, что эти чистый цвета поглощая оттенки, лишат полотна всего случайного, мимолетного, начав выражать “вечность”. Даже в натюрмортах, предметы в которых можно пересчитать по пальцам, полны символического повествования о судьбах людей.

Будучи более увлечен изображением пейзажей и людей я не уделял жанру натюрморта особого внимания. Он казался мне скучным перечислением бессловесных предметов, своего рода тренировочным упражнением для художника. Но когда я увидел этот, мой мир перевернулся… Селедка, две картофелины и ломоть черного хлеба на розовой скатерти. Я не знаю, что со мной произошло, но я увидел в этом жизнь и смерть. Вот, все, что осталось от человека, который пришел домой со службы, прилег на диван и неожиданно умер. Его увезла карета, а этот скудный паек – последнее напоминание семье о том, что она осталась без кормильца.

 
390-3.jpg
66.gif
67.gif
 

С тех пор я никогда не мог пройти равнодушно даже мимо самого простенького натюрморта…Как-то давно, осенним вечером я заглянул к друзьям, они готовили на ужин хека – пять рыбьих голов с разинутыми ртами лежали кучкой на мятой газетке. На меня нахлынули воспоминания, которых у меня никогда не было, и я набросал их в блокноте шариковой ручкой с третьей попытки. В них было столько боли. Не меньше чем в «Гернике» у Пикассо.

Художник, опираясь на планетарное восприятие мира, создает несколько работ в сферической перспективе. Если у Ван Гога мы встречаем пейзажи написанные с точки зрения полуденного солнца над горизонтом, то в этих полотнах Петрова-Водкина нам видится уже округлость земли. «Полдень», 1917 г. Сбор урожая олицетворяет уже не сезонное событие, а некое величественное вращение Колеса Времени, дающего жизнь формам и отбирающего ее в назначенный час.

Такой вселенский охват в иконописном звучании, конечно же, казался чуждым нарождающемуся искусству марширующих комсомольцев, и сталинская эпоха скрыла художника от зрителя вплоть до 60-х годов. Удивительно, что ему дали умереть своей смертью, когда только за петроградскую Мадонну («1918 год в Петрограде») можно было получить срок лет на 10.

 
390-0.jpg
66.gif
67.gif
 

Если бы меня спросили, что каким единственным произведением я бы хотел выразить суть 20 века, то, несмотря на тот ужас кровавых гражданский и мировых войн это было бы ”Купание красного коня”, созданное мастером еще в 1912 году.

Образ коня для России, наверное, главный образ. Это «тройка, птица-тройка» у Гоголя, это Конек-Горбунок, бескорыстно спасающий Иванушку-дурачка. Это «Красные дьяволята» гарцующие в прекрасное будущее на фоне заходящего солнца. И «…чуть помедленнее, кони…» любимого всеми Высоцкого.

Красный конь – это символ нового времени, новой России, которой, несмотря на боль и страдания будет уготована новая судьба. Это символ новых энергий, которые придут, чтобы смести все устаревшее и мешающее росту. Не буду спорить об исторической справедливости, ибо еще молод, но иногда думаю, кто знает, где была бы сейчас лапотная Россия, если бы не было революционных изменений в начале 20 века. Это не может, и не должно быть оправданием той свершившейся трагедии гражданской войны, но, видимо, человечество еще не научилось обновлять свой дух без пролития крови.

Узнав о начале первой мировой войны, Петров-Водкин воскликнул - «Так вот почему я написал «Красного коня!». Картина произвела огромное впечатление на его современников. Искусствоведы говорят, что в этой картине «ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным».

Глядя на купание Красного Коня и иконописные черты его всадника, я вспоминаю предсказание, рожденное на Востоке, о приходе Спасителя на Белом Коне – Калки Аватара. «…небеса разверзнутся и Вишну появится «восседающим на молочно-белом коне, с поднятым мечом, сверкающим подобно комете, для окончательного уничтожения нечестивых обновления «творения» и «восстановления чистоты». Так закончится Кали-Юга, наш темный Век.

 
390-4.jpg
66.gif
67.gif
 

Стоит посмотреть:

1. Купание Красного коня
2. Селедка
3. Натюрморт с зеркалом
4. Полдень
5. 1918 год в Петрограде

Петров-Водкин. Три цвета времени
Теги: Ван Мейк

Оставить отзыв

Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.

Войти через: