Пользователям Facebook и других социальных сетей следует остерегаться завышенной самооценки, вызванной "лайками" или положительными отзывами от хороших знакомых и близких друзей. Это может повлиять на их поведение и понизить самоконтроль. Данный вывод следует из исследователя ученых из Университета Питтсбурга и Бизнесс-школы в Коламбии, которое было недавно опубликовано в журнале Consumer Research.
"Насколько нам известно, мы первыми обратили внимание на эту проблему и провели исследование, ставящее своей целью доказать, что с помощью социальных сетей в интернете можно повлиять на самоконтроль отдельного пользователя, - говорит один из авторов статьи, доцент кафедры бизнес-администрирования Эндрю Стивен. - Мы доказали, что с помощью Facebook ослабить бдительность человека и повлиять на самоконтроль".
В статье, написанной Стивеном совместно с Китом Уилкоксом, доцентом кафедры маркетинга в бизнес-школе Columbia, содержатся результаты пяти отдельных исследований, проведенных c помощью более 1000 американских пользователей Facebook.
В первом исследовании ученые установили, как тесно между собой связаны "друзья" в Facebook. Во время этого исследования они выяснили, у участников со "слабыми связями" самооценка не зависит от "лайков" и поощрительных отзывов, в отличие от тех, кто сильнее привязан к "друзьям", - у них резко повышалось чувство самоуважения.
Во втором исследовании Стивена и Уилкокс оценили, насколько растет самооценка и что именно влияет на это.
"Мы обнаружили, что люди с "прочными связями" испытывают большее чувство собственного достоинства, когда они сосредоточены на создании и поддержании образа, который хотели бы демонстрировать в социальных сетях, - рассказал Уилкокс. - Это говорит о том, что, размещая информацию в сети, люди больше надеются на то, что их поддержат именно близкие друзья".
Третье и четвертое исследования помогли установить связь между самооценкой и самоконтролем. А в пятом исследовании было проанализировано использование чатов в социальных сетях для общения с теми, у кого плохой самоконтроль. Незнакомцы обсуждали с участниками такие темы, как их рост и вес, количество кредитных карт, суммы долга и прочие личные и "неудобные" вопросы.
Стивен и Уилкокс утверждают, что результаты исследования важны для политики, поскольку самоконтроль каждого отдельного индивидуума является важным механизмом поддержания социального порядка и благополучия в обществе. А люди, страстно жаждущие одобрения собеседников, со всей очевидностью подвержены психологическим манипуляциям и являются идеальными объектами и потенциальными жертвами новейших методов рекламы, миссионеров тоталитарных сект и даже скаутов экстремистских сообществ.
"Было бы целесообразно продолжить дальнейшие изучения типов пользователей социальных сетей, чтобы лучше понять, какие из них могут стать особенно уязвимыми для отрицательного воздействия, а также что еще может привести к неприятным социальным последствиям", - пишут авторы.
Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.
Войти через: