В Казани после двадцатилетнего перерыва вновь открылся магазин грампластинок. Как утверждает его директор Сергей Шуралев в интервью газете "БИЗНЕС Online", интерес к этой, казалось бы, забытой теме растет и в РФ, и в Европе.
НЕ ПРОСТО ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
- Сергей Николаевич, почему опять возник интерес к винилу — казалось бы, далекому прошлому музыкальной индустрии?
- Этот интерес начал возрождаться не сегодня — процесс устойчиво идет вот уже несколько лет. Связано это с тем, что, во-первых, люди наслушались ужатого искусственного звука CD и MP3 – хочется нормального звучания! Во-вторых, элемент здоровой ностальгии. В-третьих, люди, которые в молодости слушали классическую рок-музыку, в то время, как правило, не могли себе позволить фирменные пластинки (они стоили очень дорого и были редкостью), а теперь — могут, тем более что цены и доступность пластинок кардинально изменились. В-четвертых, пластинка — это историческая ценность: вся классическая рок-музыка изначально выходила именно на виниле. В-пятых, пластинку приятно брать в руки: большой красивый конверт с отличной полиграфией, разворот, вкладыши с текстами и фотографиями, нередко – плакат, все те приятные мелочи, которых лишены CD и MP3.
- Вы говорите — «звук». А как объяснить молодежи, которая никогда не сталкивалась с винилом, чем его аналоговое звучание отличается от цифрового?
- Просто надо, чтобы человек послушал пластинку на хорошей аппаратуре... Интересно, что сегодня молодежь зачастую узнает о старой рок-музыке из саунд-трэков к фильмам. Есть фильмы, в которых звучит музыка Led Zeppelin, а молодому поколению, я обратил внимание, очень нравится эта группа, и вот, проникнувшись саунд-трэком, специально покупают проигрыватели и пластинки, чтобы послушать «цеппелинов» в оригинале... А на пальцах звук объяснить невозможно.
- По вашим наблюдениям, в каком «невиниловом» формате сейчас слушают больше?
- Хорошую лицензионную «сидишку» сегодня найти трудно — магазины CD-дисков почти все посдыхали. Наверное, MP3. В машине точно все слушают MP3, потому что при езде без разницы, что и как у тебя там бухтит, и удобно к тому же.
- Возврат к винилу - это только российская специфика?
- На Западе вовсю возвращаются к пластинкам, восстанавливается виниловое производство, открываются магазины — пусть даже пластинок, которые мы называем новоделами. Тиражи и продажи постоянно растут. Да, новоделы - это те же самые цифровая запись и звучание, но только на виниле, лишь антураж соблюден. Но через такие диски люди начинают интересоваться и старыми, настоящими пластинками.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПЛАСТИНКИ
- Теперь давайте определимся, что это такое - старая пластинка?
- Имеются в виду два основных «класса» — старые фирменные и советские пластинки. Фирменный винил произведен на Западе, как правило, в 60-х - 80-х годах. Репертуарный упор в нашем магазине делается на классический рок 60-х - 70-х.
Советские пластинки - это продукция фирмы грамзаписи «Мелодия». Есть люди, которые слушают, в основном, советский винил, потому что таких исполнителей, как, например, Валерий Ободзинский или группа «Воскресенье», на фирменном виниле в принципе не бывает. Кстати, первое издание Ободзинского было выпущено на очень хорошем виниле с очень приличным звучанием, поэтому по качеству и цене оно не уступает фирменному. Кстати, мелодиевские пластинки ABBA записаны прекрасно — лучше, наверное, звучат только оригиналы шведской фирмы Polar. У многих советских изданий западных групп — великолепное звучание. На советских пластинках ранних изданий, с розовым «яблоком», и винил особенный, который почти не царапается, и звучание отличное, особенно если музыка записана в оркестровой обработке... Забавно, что у западных коллекционеров ценятся битловские пластинки, изданные фирмами уже российского времени, - «Антроп» и «БРС», но ценятся они, скорее, как диковинки.
- Откуда берутся пластинки в вашем магазине?
- Как правило, пластинки подержанные — ведь сейчас производятся только новоделы. В России советские пластинки сдают, в основном, пенсионеры. Фирменные пластинки привозятся с Запада в личном порядке. Мой компаньон раз в два месяца ездит за границу и покупает винил у таких же коллекционеров, как мы, а также в специализированных магазинах, которых за рубежом много. Что интересно, пластинки там продают и в библиотеках, где их можно и послушать.
- В каких странах покупаются пластинки?
- Как правило, в тех местах, где есть налаженные контакты. Обычно две поездки в год совершается в Штаты, за один тур объезжаются Швеция, Дания, Норвегия. Как-то даже ездили в ЮАР — было хорошее предложение, дорога окупилась.
- Раз это подержанные диски, то как оценивается их состояние, ведь винил — вещь, требующая бережного отношения?
- Иногда попадаются и запакованные диски, причем даже первая печать. Раньше у нас такое практиковалось — покупать по паре одинаковых пластинок: одна слушалась, другую берегли как зеницу ока. На Западе, видимо, было также. И вот человек решил распродать коллекцию, эти пластинки и вылезли...
На авторитетном интернет-аукционе «Молоток» есть градация, на которую мы ориентируемся, - примерно десять позиций: запакованная пластинка; почти не игранная; очень хорошее состояние с легкими признаками проигрывания; с несказывающимися на звучании видимыми царапинками; с легкими щелчками, заеданиями и так далее. Стараемся привозить пластинки в очень хорошем состоянии, благо, сегодня недостатка в таких нет. Ведь почему раньше пластинки были «убитыми»? Потому что это была редкость, проходившая через 10 - 20 рук! Впрочем, есть винил, которому словно и количество проигрываний нипочем, - старый американский. Такие пластинки сразу отличишь по их тяжести и жесткости. Американские диски 60-х - 70-х годов до сих пор звучат лучше, чем пластинки, которые записывались в 90-е годы.
ЦЕНА ХОРОШЕГО ЗВУКА
- Каковы цены?
- Разброс очень большой. Средняя продажная цена советской пластинки из стандартного набора типа «Архива популярной музыки» — 50 рублей. Более редкие пластинки вроде Джо Дассена - 100 - 150 рублей. Выпущенные в начале 90-х диски групп «Воскресенье» и «Цветы» стоят не менее 3 тысяч рублей и найти их в России почти невозможно.
Цена фирменного винила зависит от оригинальности издания и состояния: от 200 рублей до... Например, пластинка группы Geordie со знаменитой обработкой песни «Дом восходящего солнца» в хорошем состоянии — 3 тысячи рублей. Есть пластинки, которые стоят и 10, и 30 тысяч, но это уж совсем редкие издания, вроде промо, которые не продавались в магазинах, а распространялись только на радиостанциях, или редкие исполнители с тиражами всего в несколько тысяч экземпляров. Ценится так называемая первая печать, то есть первый тираж пластинки. Хотя это не всегда автоматически означает качество звука. Например, дипперпловского альбома 1970 года In Rock просто нет в хорошей записи: оригинал звучит так же плохо, как и перепечатки.
- Как отличить первую печать?
- Либо забить номер пластинки (он печатается на конверте и на «яблоке») в поиск в интернете, либо посмотреть в специальном каталоге, но он – большая редкость: в Казани, наверное, только один есть.
- Сколько стоили пластинки в советское время?
- Мелодиевские сначала стоили 2 рубля 15 копеек, потом – 3,50. Фирменный винил - от 50 до 200 рублей. При среднемесячной зарплате инженера в 140 рублей! Не все могли себе это позволить. А регулярно получал пластинки, как правило, лишь тот, кто имел доступ к дипломатическим каналам. Пластинки ходили по рукам, переписывались на катушки, и таким образом музыка распространялась. Альбом Machine Head группы Deep Purple стоил от 70 до 100 рублей. Сегодня вы можете его купить за 500 - 1000 рублей, в зависимости от состояния пластинки и от издания... Падение цен, конечно, значительное, и оно связано с тем, что открылся доступ на Запад, пластинки можно привозить свободно и по реальным ценам. Ведь раньше это был фактически запрещенный товар. То есть теперь нет надбавок за риск и редкость.
- Как выглядят ваши цены в сравнении с другими городами?
- Наши цены намного ниже, чем в Москве, и немного ниже, чем в соседних городах.
- В Казани винил популярен?
- Популярен, но с ситуацией в Москве и Санкт-Петербурге, конечно, не сравнить. Да что столицы! Не сравнить даже с Пермью, Нижним Новгородом, Ульяновском, который мы привыкли считать «застойным». У нас интерес, во всяком случае, видимый, к винилу меньше. Трудно это объяснить, но, скорее всего, здесь связь с культурным уровнем населения... Но все равно, людей, которые интересуются винилом, немало. Не всех мы знаем: многие — сами по себе. И открытие магазина, может быть, даст любителям пластинок возможность встречаться не только по воскресеньям на книжном рынке, но и в другие дни.
- А сколько пластиночных магазинов в Москве?
- Не очень много, но главное — они есть. В Перми, точно знаю (поскольку пермяки приезжают к нам за пластинками), - три магазина. У них достаточно неплохие обороты, во всяком случае, хватает, чтобы платить аренду, зарплату и иметь какой-то интерес с точки зрения прибыли. Но, конечно, это не бешеные деньги. Торговлей пластинками, как правило, занимаются энтузиасты, которым это больше интересно для души.
- Сколько лет в Казани не было магазина пластинок?
- В Казани были специализированные магазины на Горках, на Баумана и на Татарстане. Они закрылись в начале 90-х годов. Если не считать появившихся недавно двух небольших отделов новоделов в торговых центрах, то больше пластинками в Казани не торговали. И идея об открытии магазина витала давно. Кстати, те же пермяки нам все говорили: «Обязательно надо попробовать - такой город, и ни одного винилового магазина!»
КАЗАНЬ — КРУПНЕЙШИЙ РОССИЙСКИЙ ПОСТАВЩИК ВИНИЛА
- Сколько в Казни коллекционеров винила?
- Заядлых, кто с детства этим занимается, постоянно покупает, еженедельно приходит на книжный рынок, - человек сто. Тех, кто сидит по домам, - трудно сказать, но то и дело обнаруживаются такие люди: смотришь, появился незнакомый человек, и выясняется, что у него на даче — коллекция аппаратуры и пластинок.
В Казани живет человек, его зовут Михаил, у которого самая большая коллекция винила в Европе, а может, и в мире — около 30 тысяч пластинок... А стандартная коллекция — около одной тысячи: минимальный набор музыки, которая может интересовать увлеченного человека. Все, что выше, как правило, продается или меняется.
- Правда ли, что более-менее крупные российские коллекционеры пластинок друг друга знают, хотя бы и заочно?
- Пожалуй. Это такой круг заболевших в свое время музыкой людей. Всех знать, конечно, невозможно, но не забудем, что сейчас есть такая вещь, как общение в интернете. Кроме того, в московском Доме художника три-четыре раза в год проводятся выставки-продажи винила — выставляются и магазины, и коллекционеры. Есть такие выставки и за границей. И казанцы в них участвуют. И вообще уверенно можно сказать, что Казань, несмотря ни на что, — одна из главных точек на «виниловой карте» России... Наш город - крупнейший поставщик винила на «Молотоке»: у нас самые большие продажи и самый лучший рейтинг по отзывам - 99,5 процентов положительных и ни одного отрицательного.
- Как так получилось, что Казань оказалась впереди всех?
- Здесь есть знатоки, ценители - люди, которые сами ездят за границу, сами выбирают, сами привозят пластинки, а не по почте покупают лоты по дешевке. Не абы что привозят, а хороший ассортимент с хорошим качеством — отборный винил.
- Кроме Казани, в Татарстане есть коллекционеры?
- Есть покупатели из районов. В городе масштабов Кукмора могут быть три-четыре человека, собирающих винил.
- Прикидки потока покупателей делали или все же больше рассчитываете на авось?
- Риск, конечно, присутствует. Но мы точно знаем, что есть круг людей, которые покупают пластинки постоянно; есть расчет на людей, до которых дойдут слухи о нашем магазине; центральное положение магазина должно сыграть.
- Говорят, что в каждом городе популярны свои группы...
- В Казани традиционно очень популярны Nazareth, Supermax, Deep Purple, Queen, Livin' Blues. Также большим спросом пользуется диско-музыка: Boney M, АВВА, Dschinghis Khan, Cerrone — дискотека 80-х, одним словом.
- Какое количество пластинок постоянно выставлено в магазине?
- Около одной тысячи, но реально в наличии - гораздо больше. А если чего нет, то в течение двух месяцев привезем - сейчас можно найти все, что издавалось.
- Не пытались прикинуть средний оборот российского рынка виниловых пластинок?
- Трудно вычислить. Мы с компаньоном в интернете продаем примерно 4 - 5 тысяч пластинок в год. Как показывает опыт, живьем продается раза в три больше. И это только на нас двоих. В московских магазинах продажи, конечно, больше. Кстати, в столице винил часто покупают иностранцы и увозят обратно за границу — не могут у себя сами найти.
- Конкурентов в ближайшем будущем у вас не появится?
- Вряд ли. Один наш знакомый все собирался открыть магазин, но сейчас у него другие заботы. Не знаю, кто бы кроме нас еще этим занялся.
- А техникой, например, проигрывателями, торговать не планируете?
- Планируем. Но надо продавать надежную технику, чтобы не было возвратов. Сейчас идет поиск поставщиков. Вообще выбор проигрывателей в торговых центрах очень большой.
- И все достаточно дорогие, как правило, не менее 7 тысяч рублей. А недорогая аппаратура есть?
- Конечно. Например, подержанный проигрыватель советского производства «Электроника-017» можно купить всего за 1 - 5 тысяч рублей, а качество звучания высокое, плюс надежность — в советские времена на казанском заводе ЭВМ делали отличную технику. Сегодня «Электроника-017» - одна из лучших «вертушек» эконом-класса. Интересно, что еще пять лет назад выбор этих проигрывателей был очень большой и всего лишь от 500 рублей, а сегодня некоторые аппараты продаются и за 10 тысяч. Западный (но китайского производства) аналог «Электроники» стоит примерно 15 тысяч рублей. Аппаратура от 1 тысячи долларов и выше — более солидная.
Проигрыватели можно купить и в магазинах, и у людей, которые специально привозят их из-за границы, — и новые, и подержанные. Есть мастера, восстанавливающие старую советскую и импортную аппаратуру. Отдельно можно купить головки, которые зачастую стоят тысячу долларов. Но это, конечно, на любителя. Кстати, разные проигрыватели по-разному воспринимают пластинку. На одном пластинка с «вертолетом» играет нормально, а на другом - уже будет скакать.
- Сами как давно занимаетесь пластинками?
- С детства. Первую несоветскую пластинку мне подарили в 1975 году. Это было польское переиздание альбома группы Livin' Blues. Сейчас-то, конечно, купил себе оригинальное голландское издание, которое по звучанию гораздо лучше... Тогда все это было подпольно - наказуемый бизнес, спекуляция. Довольно опасно было продавать пластинки, а на книжном рынке нас в те годы попросту гоняли - если приходила милиция, все разбегались.
фото: Сергей Елагин
Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.
Войти через: