Это полотно полно чувственной нелинейности влюбленных, светлой поэзии и свободы. За окном с открытой форточкой - витебские пейзажи. Кажется, что еще мгновение и парочка променяет уютную комнатку на прогулку в облаках. Особая сдержанная палитра только добавляет очарования. Эта работа, образы влюбленных отчего-то напоминают мне лирику раннего Маяковского. Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Заглянул в справочник и заметил, что обе лирические работы (День Рождения и Облако) и написаны то в один и тот же год. 1915.
Шагал прожил очень большую жизнь. Он закончил свой путь в 1985 году в возрасте 97 лет. Его современниками были знаменитые художники, поэты, меценаты, танцоры, но и народившиеся течения в живописи: кубизм, экспрессионизм, сюрреализм. Тем не менее, художник не стремился примкнуть ни к одному их них, сохраняя свою собственную живописную манеру. Могу отметить, что в его творчестве я вижу черты стиля Пикассо и Матисса, да и жили они по соседству в 1949 году, но говорить о подражании было бы необоснованно.
Получив мировое признание, художник уже в солидном возрасте выполняет несколько заказов на оформление общественных зданий. Это и панно и витражи, и роспись плафонов. Но.. увы.. я не смогу сказать о них ни слова.
Мне гораздо ближе его "Скрипач" с зеленым лицом, плящущий на крышах домов, летящий над пустынной улочкой старичок с котомкой. В первое мгновение этот человечек с клюкой показался мне дворником, который, выполнив свою работу, отправился в соседнее село к родственникам. Мне так симпатична эта неторопливая атмосфера маленького городка, где люди умеют парить как птицы. Во всем этом есть еще какой-то гоголевский колорит.
В разные годы своей жизни художник обращается к образам цирковых артистов, притягательных для нескольких поколения мастеров. Шагал видит в движении по манежу круговращение самой жизни.
"Я всегда уважал клоунов, акробатов и актеров, видя в них трагические фигуры, имеющие сродство с религиозными персонажами…"
Шагал, чья жизнь была полна нежной любви, ностальгии по покинутой малой родине -Витебску, полна скитаний, размышлений и религиозных переживаний, радовался тому, что ему удалось найти свое собственное видение мира. У меня складывается впечатление, что после парижского периода он творил, скорее в большей мере для себя, увлеченный этой страстью. И мир, подпав под очарование его живописного языка, стал превозносить все, что выходило из-под кисти художника. Если его работы хотели приобретать за огромные деньги - то почему бы и нет?
Имея небольшой, но самостоятельный опыт творчества я храню на антресолях несколько десятков слабых, но милых мне этюдов маслом и набросков тушью. Портреты, пейзажи, натюрморты. Иногда я показываю их близким друзьям и делюсь мыслями, идеями и историями, с которыми связан тот или иной рисунок. И никто не судил мое творчество слишком строго.
Мне кажется, что главное, что стоит ценить в работах художника - это за его взгляд на мир. Нравится, не нравится это вопрос вкуса.
Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.
Войти через: