0
235

Питер Брейгель Старший. Космос мужицкий

31 марта 2007


Когда мне приходиться смотреть с высоты на зимний город я всегда вспоминаю одну и ту же картину. Черные стволы деревьев с голыми резными ветками. Дети, играющие в маленьких двориках и суета на катке. Тропинки, протоптанные пешеходами в вечном стремлении сократить себе путь. Крыши домов и белый, белый снег, укрывающий все, вплоть до самого дальнего горизонта.
693-0.jpg
66.gif
67.gif

Я не помню, когда я увидел эту картину в первый раз, но то особое чувство, которое она оставила нисколько не меняется со временем. Особая ностальгия, которая приходит зимой в преддверии весны вместе с влажным пронизывающим ветром.

Брейгель родился в Нидерландах и прожил короткую по нашим меркам жизнь - всего 44 года. Он родился через 10 лет после смерти Иеронима Босха. Тот, особый символический язык, присущий Брейгелю невероятно близок творчеству Старшего Брата тоже нидерландца (с которым его часто сравнивают), но, пожалуй, в нем больше жизни.

693-1.jpg
66.gif
67.gif

Особый изобразительный стиль соединился у художника с аллегорическим выражением жизненных истин. Давайте вспомним - Что есть аллегория? Это выражение абстрактного понятия при помощи конкретного образа. Ключом к пониманию творчества Брейгеля я бы взял одну из ранних работ Падение Икара. А где собственно Икар? - воскликнет зритель, введенный в заблуждение, казалось бы, реалистичной манерой письма. Пахарь упрямо шагает за плугом, возделывая землю, пастух уставился в небо, забыв про овец, корабли спешат в порт, подгоняемые резвым ветром. Я бы и сам не справился без подсказки, так как размер репродукций не позволил бы заметить ноги, торчащие из воды в правой нижней части полотна.

Что это? Насмешка над героизмом Икара? А был ли это героизм или глупость молодости, которая решила бездумно преступить законы мироздания? Или это мудрое осознание работающего как часы механизма Вселенной - восходов и закатов, роста и увядания? "Человек умрет - плуг не остановится". Я не знаю...

Художник носил прозвище Питер Брейгель Мужицкий - видимо за неравнодушие именно к крестьянской теме. Кого видел образованный Брейгель в этом сословии? Ни в коей мере он не идеализировал этих людей, а скорее показывал мрачную сторону человеческой природы, но показывал без зла в собственной душе. Может быть, он считал, что крестьянская душа, взращенная в этом вечном круговороте природы способна дольше других сопротивляться злу? Ибо природа вечна, а зло преходяще.

Мастера интересовал человек и человеческая природа. Он исследовал ее своим художественным методом. Его привлекало аллегорическое выражение народной мудрости и человеческие слабости. Удивительно, что он не написал ни одного заказного портрета. Работа "Двенадцать пословиц" в виде панно с 12 изображениями была только подготовкой к большому произведению "Нидерландские пословицы" - где персонажи, каждый в своем собственном сюжете, растрачивая жизненные силы, соединен с другими общей круговертью.

693-2.jpg

Всего Брейгель Шутник (его называли и так) собрал на холсте (117 на 163 см) сто девятнадцать пословиц и поговорок!

Крыть крышу блинами (Как сыр в масле кататься)
И в крыше есть щели (И у стен есть уши)
Засыпать ров, после того как утонул теленок (После драки кулаками не машут)
Искать свой топор (Тянуть резину)
Бросать деньги в воду (Сорить деньгами)
Вешать плащ на ветер (Держать нос по ветру)


Исследователи творчества Брейгеля говорят, что в другой подобной картине "Игры детей" с энциклопедическим усердием он собрал почти все игры европейских детей 16 века. Странно, что никто из ребятишек не улыбается. Предположительно автор сравнивает взрослую жизнь с детскими играми. А разве мы не наблюдаем этого в жизни? Абрахам Ортелий так писал о художнике, чьим другом он являлся "Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено".

693-3.jpg

"Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Матф.,XV, 14). Не о физической слепоте говорит Христос и вторит ему Брейгель.
Разве эти строки оставят кого равнодушным к бедам человечества даже в наши дни? Не насмехаясь и не злорадствуя, художник создал пронзительный образ сумрачного времени, который пережил века.

693-4.jpg

Каждая картина мастера - мир. Со своими небесами, со своими героями, со своими горизонтами, со своими замыслами и планами. С невидимым присутствием Творца, имени которого мы не ведаем. "Вавилонская башня" есть символ нашего разобщенного мира и целый мир сам по себе. Вечно растущий и вечно устаревающий, вечно меняющийся и вечно изменяемый, в вечной погоне и тщете вырасти до самого неба.

693-5.jpg

"Невозможно представить ничего более громадного под небом, на морях или на земле, чем эта башня: даже гора служит всего лишь опорой, вокруг которой обвиваются ее стены, - а между тем я различаю на одной из самых дальних строительных площадок желтую птичку, которую рабочий кормит с руки крошками хлеба.

Антверпен и был Вавилоном. Антверпен был символом мира. Башней - отбрасывающей тень - вопреки всем законам природы - не на землю, а на небо.

... Башня - это сама История, цикл ее веков. Она подобна дереву, возраст которого определяют по годовым кольцам, каждый ее этаж есть итог определенного этапа в развитии человечества, однако, пока мы строим новые этажи, приходится постоянно переделывать или обновлять то, что подтачивает и разрушает время..." (Клод-Анри Роке, "Брейгель")

693-0.jpg

С удивительным чувством я вспоминаю сцену в "Солярисе" у Тарковского, когда Крис и Хари кружатся в танце невесомости, и камера, наплывая, уходит в пространство Брейгеля - "Охотники на снегу". Пространство картины, с которой началось наше повествование. И я понимаю, отчего Тарковский взял именно эту картину. Это и есть Космос. Космос Брейгеля в далеком и неведомом мире Соляриса.

P.S. Наверное, каждый художник творит вокруг себя свою собственную Вселенную. Миры. Далекие и близкие. Огромные как звездные скопления и небольшие, домашние, размером с кухню. Пшеничные поля Ван Гога, райский остров Гогена, ипподромы, классы и спальни Дега, изломанное пространство Пикассо, лучистые сны Чюрлениса, елабужские леса Шишкина, горные вершины Рериха, крестьянский Космос Питера Брейгеля Старшего.

Питер Брейгель Старший. Космос мужицкий
Теги: Ван Мейк

Оставить отзыв

Для того, чтобы оставить отзыв, необходимо войти на сайт! Как это сделать? Проще простого: выбрать одну из ваших любимых социальных сетей и нажать соответствующую кнопку.

Войти через: